Мало кто знает, но легендарную советскую фабрику «Новая заря» и не менее легендарные духи «Красная Москва» создали французы. 

И в первую очередь, история этого предприятия и знаменитых духов связаны с именем французского парфюмера Анри Брокара.

Перспективный рынок

москва.jpg
Анри Брокар – потомственный французский парфюмер всего 23-лет от роду, но уже имеющий большой опыт работы на отцовских фабриках в Париже и Филадельфии, – в 1861 году переезжает в Москву. В Российской империи не было развитого парфюмерного рынка, и страна сулила большие перспективы в данной области. По приезду в Москву, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем, а некоторые знакомые звали его Андреем Афанасьевичем.

Работящий, обладавший даром быстро решать важные дела, француз решил рискнуть и запустить свое производство ароматизированного мыла в 1864 году. Он арендовал помещение разрушенных конюшен у московской домовладелицы Фаворской в Тёплом переулке. На первом производстве Брокара служило все 3 человека, включая его самого.

Удачный союз

В России парфюмерная продукция на тот момент была доступна лишь элите, и Генрих решил выпускать товары для широкого потребителя. Весомый вклад в триумфальное развитие предприятия внесла жена Брокара, Шарлотта Реве, дочь бельгийского подданного Томаса Реве, родившаяся и выросшая в Москве. Именно Шарлотта советовала мужу рекламные ходы для раскрутки дела.

Брокар с супругой.jpg
Первым товаром, выпуск которого наладил Генрих, стало недорогое парфюмированное мыло для купания детей. Шарлотта Реве была главным оформителем продукции и упаковки первого детского мыла: с оттисками букв русского алфавита в виде овощей, фруктов и зверюшек. Новинку ждал невероятный успех.

Особым спросом пользовалось мыло «Греческое». Обладая тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии, Генрих Брокар создал его из лучших сортов орехового масла. И не ошибся — мыло пользовалось большим спросом у интеллигентной публики, а вскоре им начали пользоваться даже при дворе. 

мыло за копейку.jpg
Одновременно с «Греческим» на рынок были выброшены «Шаром» и «Народное» ценой в копейку. Сделать цену столь низкой посоветовала жена. Только на одном этом мыле Брокар заработал целое состояние, и за него же в 1865 году получил Серебряную медаль на Выставке русских производств, где отметили высокое качество при доступной цене.

Уже с 1870 года фабрика начала производить недорогие, но очень стойкие одеколоны и духи. Чтобы привлечь внимание публики к старту продаж «Цветочный одеколон», Шарлотта предложила устроить в фойе магазина фонтанчик из одеколона, в котором каждый посетитель мог бесплатно надушить свой платок. Пресса шумела о «брокаровском чуде». За этот одеколон Брокар удостоился золотой медали на Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве.

реклама.jpg
Еще одно изобретение Шарлотты — выгодные наборы. При открытии второго магазина на Биржевой площади покупателям предлагалось всего за 1 рубль приобрести набор из 10 предметов. В красивой коробке лежали духи, одеколон, саше для гардероба, пудра, помада, крема и мыло.

Вся продукция имела общий аромат. Предложение вызвало такой ажиотаж, что пришлось привлечь полицию. Не в силах остановить толпу покупателей, полиция приказала закрыть магазин после того, как было продано 2 тысячи наборов.

парфюмерия брокара.jpg
В 1873 году великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария, дочь Александра II, получила от Брокара удивительный подарок — букет восковых цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок и нарциссов. Каждый цветок источал свой природный аромат.

Мария Александровна была в восторге, и товарищество «Брокар и Ко» в 1874 году стало поставщиком двора герцогини Эдинбургской. Это обстоятельство вдохновило Брокара на создание духов «Букетъ Императристъ», которые по легенде имеют тот же запах, что и восковой букет.

Империя Брокара

фабрика.jpg
Постепенно фабрика Брокара становится безоговорочным лидером на российском рынке парфюмерии, его продукция завоевывает признание и за пределами России.

В 1889 году брокаровские духи «Персидская сирень» получили высшую награду на Всемирной выставке в Париже. Эта награда стала венцом его карьеры и признанием в мировой парфюмерной индустрии. За 15 лет существования фабрики обороты, составляющие в начале 12 тысяч рублей в год, увеличились более чем в 40 раз и к концу жизни Брокара достигали 2,5 миллионов рублей.

спрос.jpg
В декабре 1900 года 61-летний Генрих Брокар умер в больнице Ниццы, куда был отправлен на лечение из Москвы. Его дело перешло к супруге и сыновьям. Ведущим парфюмером предприятия стал Август Мишель, который в 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых, создал эпохальный аромат для последней русской императрицы Александры Федоровны. «Любимый букет императрицы» заменил любимый парфюм государыни «Роза крем» от Франсуа Коти, который она предпочитала долгие годы.

Именно «Любимый букет императрицы» Августа Мишеля и стал впоследствии легендарной советской «Красной Москвой», но об этом чуть позже. В это же время Товарищество «Брокар и Ко» получило особую награду — Малый Государственный Герб и официальное звание «Поставщик Его Императорского Величества».

brokar.jpg
То, о чем еще при жизни так мечтал Генрих Брокар.

«Новая заря» и «Красная Москва»

Духи «Любимый букет Императрицы» имели оглушительный успех и пользовались бешеной популярностью. Но увы, всего 4 года. Грянули страшные события 1917 года.

любимые духи императрицы.jpg
Вскоре после Октябрьского переворота фабрика была национализирована. Ее переименовали в «Государственный Замоскворецкий мыловаренный завод №5». Цеха перевели в помещения бывшей обойной фабрики, назначив управлять фабрикой молодого коммуниста. Ему удалось уговорить инженера Бенгсена и химика-парфюмера Августа Мишеля помогать восстанавливать фабрику.

Август Мишель сочувствовал идеям революции. Он не оставлял попыток реанимировать старые ароматы духов, пользовавшиеся успехом в былые времена. И ему это удалось. Так, в 1925 году на парфюмерной выставке в Москве были представлены новые духи «Красная Москва», по сути — слегка измененная формула «Любимого букета императрицы».

красная москва.jpg
Сам флакон духов был выполнен в стиле старорусской архитектуры, дизайн первой упаковки создан художником Андреем Евсеевым, работавшим ранее на предприятии Брокара. Так легендарный аромат стал доступен советским женщинам.

Постепенно линейка продуктов «Красной Москвы» расширялась. Появились пудра, мыло, одеколон, а затем и туалетная вода. Эти товары продавались как по отдельности, так и в наборе, упакованном в подарочную коробку. Состав наборов менялся — линейка была и полной, и «укороченной». Аромат у всех товаров линейки был близкий, но не одинаковый.

девушки советские.jpg
Согласно статье «Летучий пленник» журнала «Химия и жизнь» 1973 года духи «Красная Москва» содержат более 60 компонентов. До сих пор рецептура этого парфюма, ставшего визитной карточкой Советского Союза, хранится в секрете.

Именно Август Мишель в 1922 году придумал название фабрики – «Новая заря». Как символ новой эпохи в правлении, теперь уже Советской России. Ему предлагали другие названия для фабрики: «Буденовец» или «Красная работница». Но он сумел убедить, что если продукция будет участвовать в международных выставках, успеха с такими названиями не видать.

парфюмеры.jpg
Спустя 5 лет Август Мишель создал духи «Красный мак», а еще через 3 года — «Манон». Вплоть до своего ареста в 1934 году он обучал советских химиков-парфюмеров.

Возрождение

возрождение.jpg
Во время перестройки «Новая Заря» ушла в тень знаменитых зарубежных брендов, заполонивших сетевые магазины, но все же выстояла.

В 2004 году российские и французские парфюмеры вновь объединили свои усилия. Совместное российско-французское предприятие получило название «Новая Заря — Nouvelle Etoile». Ежегодно на рынок фабрика выводит до 30 новых продуктов, включая духи, одеколоны, лосьоны, кремы, туалетное мыло и другие товары для красоты и гигиены. В крупных городах России открываются магазины, на полках которых можно увидеть тюбики знаменитого бренда, украшавшие трюмо наших мам и бабушек.

Источник