Трус, Балбес, Бывалый. Знаменитое и любимое в народе комическое трио. Все знают что его придумал Леонид Гайдай. И первый фильм, где троица появилась на экране была короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс». Более того, именно с этой короткометражки и взошла звезда комедийного режиссёра Гайдая.

До неё у него были только творческие провалы, из за которых он чуть не ушёл из кино.
«Долгий путь», «Жених с того света» и «Трижды воскресший» были раскритикованы худсоветом и, можно сказать, потерпели полный провал. Как вспоминала жена режиссера Нина Гребешкова, Гайдай тогда взял отпуск, и они уехали к его родителям в Глазково под Иркутском.
Там на чердаке, где было множество газет, в подшивке газеты «Правда», он случайно натыкается на стихотворный фельетон Степана Олейника «Два Николы и Гаврила», перепечатанный с украинского сатирического журнала «Перець».
Решение о новом фильме созрело у Гайдая сразу…
Однако, сам Гайдай и драматург Лев Никулин признавались позднее, что они и до фельетона читали подобный рассказ, переведённый с английского, который назывался «Заряжённый пёс». Этот рассказ написал Генри Лоусон в начале XX века.
Интересна также вот эта иллюстрация сиднейской художницы Наоми Бернс к рассказу Лоусона.
Как бы то ни было, идею Гайдая на Мосфильме поддержали. Дело было за малым – найти исполнителей ролей Труса, Балбеса и Бывалого. Прозвища героям нового фильма Гайдай придумал сам, придав им беспроигрышную разницу характеров и типажей.
На роль Труса был приглашен Георгий Вицин, которого Гайдай уже снимал в «Женихе с того света». Говорят, что именно после этой роли у Георгия Михаловича окончательно изменилось амплуа. Ведь до этого ему пророчили карьеру серьёзного драматического актёра. Григорий Козинцев снявший его в роли Гоголя, собирался снимать в «Гамлете». Но увидев его в роли Труса отдал роль Смоктуновскому.
На роль Бывалого Гайдай собирался взять сначала Михаила Жарова, но тот отказался: «Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе».
Другими кандидатами были Иван Любезнов и Игорь Ильинский. И только потом окончательно остановился на Евгении Моргунове, которого посоветовал ему директор «Мосфильма» Иван Пырьев.
Балбеса должен был играть Сергей Филиппов. Но тот после прочтения сценария тоже заартачился: «Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала». (А ходят ли в Новгороде трамваи?).
Тогда роль решили отдать Борису Новикову. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все сомнения отпали.
«Балбеса искать не надо, Никулин — то, что нам нужно», — сказал он. Даже грим Юрию Владимировичу не потребовался. «У вас такое смешное лицо, нужно только какую-то деталь придумать», — сказал ему Гайдай. «Пусть вам приклеят большие ресницы, вы будете хлопать глазами, и от этого ваше лицо будет выглядеть еще глупее»

Знаменитая троица родилась 27 декабря 1960 года, когда художественный совет киностудии «Мосфильм» утвердил состав исполнителей фильма «Пес Барбос и необыкновенный кросс».

Ну а четвероногого героя — Барбоса — изображал пес Брех, для которого эта картина была уже не первой, и не последней в кино.
Хозяин Бреха, дрессировщик Игорь Брейтщер, относился ко всему очень серьезно. Собаку свою он любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка… Иногда пес вносил суету на площадку.
Играть с четвероногим актером было ой как непросто. Особенно измотал всех эпизод, когда пес гонится за троицей с динамитом в зубах. «Мотор!!!» Актеры бегут метров сто, и вдруг «Стоп! Обратно!»: пес выплюнул «взрывчатку»… Следующий дубль. Бегут… И тут собака останавливается у пенька и поднимает ногу. Еще дубль — псине надоело гоняться за браконьерами, и она дала деру в лес…
В общем, Барбос то стоял, то мчался не туда. Моргунову надоело бегать вхолостую, он давай собаку костерить. Та — рычать в ответ. Нервы у актера вконец сдали: «В конце съемок я его придушу!» Пес в долгу не остался и на очередном дубле отомстил — во время съемки «погони» вцепился обидчику в ногу!

Картина снималась осенью 60-го в подмосковных Снигирях, недалеко от дачи Ивана Семеновича Козловского.
Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались прямо в процессе работы. И как во многих комедиях Гайдая, в этой небольшой картине много смешных звуков, взрывов и погонь.
Материала фильма было снято на полчаса. Гайдай его сократил до десяти минут, он убрал много трюков, которые впоследствии использовались в «Самогонщиках».
По ходу съемок в голове Гайдая рождалось множество интересных задумок, однако не всем им суждено будет войти в окончательный вариант картины.
Полностью выпал из фильма эпизод со стадом. В нем троица с ходу врезается в животных и каждый из них падает: Балбес на корову, Трус на козу, а Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с «динамитом» в пасти. Бывалый протирает глаза, и бык мгновенно исчезает.
Та же участь постигла и другой эпизод — с яйцами.
В нем троица поодиночке прыгает с горки на шоссе, где сидит старуха с корзиной, в которой сложены яйца. Каждый из троицы приземляется аккурат в нескольких сантиметрах с корзиной, причем когда прыгает последний — Балбес, — зритель должен находиться в предвкушении, что уж этот точно упадет на корзину.
Но Балбес повторяет судьбу своих товарищей. Но, пробежав несколько метров, он возвращается на горку, снова прыгает вниз и на этот раз давит яйца.

На широкий экран фильм вышел в 1961 году и имел бешеный успех, причем не только в СССР — более 100 стран мира закупили тогда эту комедию. Так что вопрос о съёмках продолжения — «Самогонщики» — даже не ставился. Но уже другая история…

Источник