Классику советской фотографии Всеволоду Тарасевичу удалось запечатлеть практически все стороны советской действительности: и ужасы войны, и радость мирной жизни, и новые профессии, и детей, и большие стройки, и многое другое. 

Сложно представить сюжет или веху советской жизни, которые не были бы отражены в творчестве Всеволода Тарасевича (1919—1998). Он снимал и репортажи из самых разных уголков страны и портреты простых людей, от шахтеров до колхозников.

Всеволод Тарасевич за работой в Ленинграде, 1941.


Солдаты Ленинградского фронта сидят в окопах перед началом наступления, 1 сентября 1941.

Когда фотографу едва миновало 20 лет, он в качестве корреспондента информагентства ТАСС попал на передовую. Снимал окопы и бои на линии фронта — его фотографии поражают живостью эмоций. Среди самых известных того периода — снимки блокадного Ленинграда, сделанные, как он сам вспоминал, на старенькую «лейку». Цензура не позволяла публиковать настоящие ужасы войны и блокады, но не снимать того, что на самом деле происходило в городе, он не мог. Тарасевич также одним из первых снял разрушенные немцами бывшие царские дворцы под Ленинградом.


Девочка укладывает болванки снарядов на ленинградском заводе, 1942.


Бойцы дивизии полковника Щеглова ведут бой с врагом на окраине Гатчины, Ленинградская область, январь 1944.


Жители блокадного Ленинграда расчищают Литейный проспект от снега, 1942.


Жители блокадного Ленинграда набирают воду из разбитого водопровода на обледенелой улице, январь 1942.


Ленинград. Обстрел улицы Достоевского, 1941.


«Дорога жизни». Конный обоз с зерном на Ладожской трассе. Ленинградская область, декабрь 1941.


Барабанщик-пионер, 1950-е годы.


На катке, 1950-е годы.


Первомайская демонстрация на Красной площади, 1954.


Комсомолка, лыжница и просто красавица.


Детский писатель Корней Чуковский с юными читателями, 1957.


Колхозница Женя Александрова на уборке.

Гордость СССР

Освоение целины и новых мест в СССР было в приоритете у власти, поэтому Тарасевич много ездил по стране, снимал людей самых разных профессий — колхозников, шахтеров, строителей. Отдельный репортаж был посвящен геологам — одной из самых модных и престижных послевоенных профессий.


Сварщица Молдован на Каховской стройке.


Комбайнер, 1957.


Работы на просеке в Алтае, кон. 1950-х — нач. 1960-х.


Женщина-геолог.


Женщина на вездеходе.


Монтаж Всесоюзной промышленной выставки в Москве, 1950-е.


Строительство Каховской ГЭС.


В 1960-х Тарасевич активно документировал на пленку работу инженеров и конструкторских бюро, снимал в университетах и лабораториях.


Институт высокомолекулярных соединений Академии Наук СССР.


Монтаж пузырьковой камеры «Мирабель» в Институте физики высоких энергий в Протвино, Московская область, 1970-е.


Чертежи.


В химической лаборатории.


Из серии “Поединок”: физик Всеволод Балашов.


Насколько широк был творческий и профессиональный диапазон Тарасевича, можно оценить взглянув на его рекламную съемку.


Реклама женской одежды.


Демонстрация моделей женской одежды на фоне арки Главного штаба в Ленинграде, 1960-е.


Советское кафе.
Сцены из советской жизни.

Тарасевича называют главным романтиком советской послевоенной фотографии. Благодаря светотени, неожиданным ракурсам и композиции, его кадры создают эффект присутствия.


Пионерский отряд.


Туристы во Владимире.


В ожидании самолета во Внуковском аэропорту.


Сбор урожая.


В свинарнике.


Пешеходы.


Невский проспект в Ленинграде.


Источник